В российских СМИ – волна отставок и «смены форматов»
Июнь оказался богатым на увольнения главредов и закрытия изданий, констатировала Новая газета. Отставки и смены форматов прокомментировали для издания ведущие эксперты медиаотрасли.
В начале месяца заявили об уходе гендиректор «КоммерсантЪ-холдинга» Демьян Кудрявцев и главред «Большого города» Филипп Дзядко. Чуть позже анонсировал смену концепции, а заодно и редакционного штата портал OpenSpace.Ru. Затем собрались закрываться «КоммерсантЪ ТВ» и журнал Citizen K и появились сведения о возможной смете владельца радиостанции «КоммерсантЪ FM». Все перечисленные издания активно освещали протестное движение, а некоторые медийные персоны стали ассоциироваться с «белым» движением. Последним в июне ушел с Первого канала Владимир Познер: СМИ поставило легенде отечественной журналистики ультиматум, и он предпочел уйти в «Дождь». Впрочем, и у последнего позиции шаткие после того, как он освещал игру на рояле Владимира Путина и большую недостачу денег после этого благотворительного концерта. 7 августа пройдет суд по иску фонда Федерация против Дождя о защите чести и достоинства.
Ряд изданий трансформируется совсем не из-за проблем с популярностью и экономической эффективностью, отметила президент Фонда развития информационной политики Светлана Колесник. Таковы особенности современной российской политической ситуации: собственники стали бояться выглядеть выразителями крайних позиций.
Общий тренд считает негативным декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. Она не утверждает, что в каждой ситуации он напрямую связан с политическим давлением – судить сложно. Но два момента совершенно очевидны. Медиаиндустрия в РФ остается очень рискованным бизнесом. Экономика российских медиа такова, что издания, связанные с политикой – в зоне большого риска, а прибыльными остаются желтые издания и телепроекты, обеспеченные массовой рекламой. Второй момент – медиа не дают полной картины событий. На медиарынке экономические механизмы и медиаполитика не гарантируют политической репрезентации. Что касается «КоммерсантЪ ТВ», то текущее исследование факультета приходит к выводу, что в России конвергентные проекты не окупаются.
По мнению члена Академии российского телевидения Мананы Асламазян, у каждого закрытия или смены главреда есть разумные объяснения, связанные с экономической ситуацией: все издания были не без «греха». Но на небольшой промежуток времени усиления протестного движения и ужесточения политики властей пришлось слишком много совпадений. Все сокращения почему-то коснулись только более или менее свободных СМИ и журналистов, связанных с протестным движением. У других убыточных проектов – «стабильность». Тем не менее Манана Асламазян считает, что нет единого центра, решающего, кого увольнять и «переформатировать», а есть тенденция «приструнить распоясавшихся журналистов».
По мнению завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, издателя «Часткора» Ивана Засурского, все случилось не сейчас, а 12 лет назад. Правда, сегодня могут добавиться штрафы за ссылки на «экстремистские сайты». Он согласен, что происходящее – звенья одной цепи, и гайки закручивают: выборы позади. Но сегодня медиа уже не столь важны: люди стали получать информацию и общаться без посредства СМИ. И теперь свободу слова пытаются задушить в сети.
Экс-главред «КоммерсантЪ-Власть», будущий главред портала OpenSpace.Ru Максим Ковальский в процессе общения с одним коллегой выработали совместную формулировку: издание не нравится по соотношению цена/совесть. Однако, насколько бы драматичными ни казались отставки и закрытия, для широкой публики они не так важны. Изнутри происходящее кажется общественно значимым, но Максим Ковальский не преувеличивает его значение в жизни страны.
Декан факультета медиакоммуникаций и научный руководитель Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ Анна Качкаева называет отставки и смены форматов отложенными решениями, связанными с отношениями менеджмента и акционеров. И видит начало этого процесса в декабре, когда прошла первая волна перестановок в Ъ. Акционеры говорят об оптимизации, но совершенно ясно, что их интересы совпали с зачисткой самых нелояльных в холдингах, пытавшихся выработать редакционную политику, отличную от интересов инвесторов. Те же терпят, пока им самим не «дадут по башке».
В начале месяца заявили об уходе гендиректор «КоммерсантЪ-холдинга» Демьян Кудрявцев и главред «Большого города» Филипп Дзядко. Чуть позже анонсировал смену концепции, а заодно и редакционного штата портал OpenSpace.Ru. Затем собрались закрываться «КоммерсантЪ ТВ» и журнал Citizen K и появились сведения о возможной смете владельца радиостанции «КоммерсантЪ FM». Все перечисленные издания активно освещали протестное движение, а некоторые медийные персоны стали ассоциироваться с «белым» движением. Последним в июне ушел с Первого канала Владимир Познер: СМИ поставило легенде отечественной журналистики ультиматум, и он предпочел уйти в «Дождь». Впрочем, и у последнего позиции шаткие после того, как он освещал игру на рояле Владимира Путина и большую недостачу денег после этого благотворительного концерта. 7 августа пройдет суд по иску фонда Федерация против Дождя о защите чести и достоинства.
Ряд изданий трансформируется совсем не из-за проблем с популярностью и экономической эффективностью, отметила президент Фонда развития информационной политики Светлана Колесник. Таковы особенности современной российской политической ситуации: собственники стали бояться выглядеть выразителями крайних позиций.
Общий тренд считает негативным декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. Она не утверждает, что в каждой ситуации он напрямую связан с политическим давлением – судить сложно. Но два момента совершенно очевидны. Медиаиндустрия в РФ остается очень рискованным бизнесом. Экономика российских медиа такова, что издания, связанные с политикой – в зоне большого риска, а прибыльными остаются желтые издания и телепроекты, обеспеченные массовой рекламой. Второй момент – медиа не дают полной картины событий. На медиарынке экономические механизмы и медиаполитика не гарантируют политической репрезентации. Что касается «КоммерсантЪ ТВ», то текущее исследование факультета приходит к выводу, что в России конвергентные проекты не окупаются.
По мнению члена Академии российского телевидения Мананы Асламазян, у каждого закрытия или смены главреда есть разумные объяснения, связанные с экономической ситуацией: все издания были не без «греха». Но на небольшой промежуток времени усиления протестного движения и ужесточения политики властей пришлось слишком много совпадений. Все сокращения почему-то коснулись только более или менее свободных СМИ и журналистов, связанных с протестным движением. У других убыточных проектов – «стабильность». Тем не менее Манана Асламазян считает, что нет единого центра, решающего, кого увольнять и «переформатировать», а есть тенденция «приструнить распоясавшихся журналистов».
По мнению завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, издателя «Часткора» Ивана Засурского, все случилось не сейчас, а 12 лет назад. Правда, сегодня могут добавиться штрафы за ссылки на «экстремистские сайты». Он согласен, что происходящее – звенья одной цепи, и гайки закручивают: выборы позади. Но сегодня медиа уже не столь важны: люди стали получать информацию и общаться без посредства СМИ. И теперь свободу слова пытаются задушить в сети.
Экс-главред «КоммерсантЪ-Власть», будущий главред портала OpenSpace.Ru Максим Ковальский в процессе общения с одним коллегой выработали совместную формулировку: издание не нравится по соотношению цена/совесть. Однако, насколько бы драматичными ни казались отставки и закрытия, для широкой публики они не так важны. Изнутри происходящее кажется общественно значимым, но Максим Ковальский не преувеличивает его значение в жизни страны.
Декан факультета медиакоммуникаций и научный руководитель Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ Анна Качкаева называет отставки и смены форматов отложенными решениями, связанными с отношениями менеджмента и акционеров. И видит начало этого процесса в декабре, когда прошла первая волна перестановок в Ъ. Акционеры говорят об оптимизации, но совершенно ясно, что их интересы совпали с зачисткой самых нелояльных в холдингах, пытавшихся выработать редакционную политику, отличную от интересов инвесторов. Те же терпят, пока им самим не «дадут по башке».
Дата публикации: 2012-07-17
Источник: Новая газета
Источник: Новая газета