Индивидуальное средство информации против медиа-холдингов

В эпоху владычества над умами СМИ и телевидения власть немногих над многими усиливается и захватывает частную жизнь, считает обозреватель Новой газеты Алексей Поликовский. Но одновременно идет обратный процесс. Главреды и издатели «реальных» масс-медиа в некотором ступоре наблюдают, как читатели находят нужную им информацию в блогосфере, RSS и лентах новостей в соцсетях, а те становятся личными газетами, интегрирующими все интересные пользователю каналы.

Страшилками либерального сознания «диктатура политиков» и «диктат монополий» опасности не исчерпываются. Частный человек окружен толпой диктаторов разных размеров и видов, руководящих его поступками, мыслями и даже движениями ног и рук, пишет обозреватель. Телеведущий заставляет мозг зрителя отвечать заранее просчитанными реакциями: ужасом, отвращением, восторгом, умилением. Смысл деятельности worldTV – форматирование зрителя, низведение его на уровень человеческой болванки. Актеры и актрисы становятся «лицами Голливуда», американской мечты и эталонами красоты. Девушки всего мира худеют и полнеют, одеваются и красятся, приводя себя возможное в соответствие стандарту. Режиссеры определяют за людей, что им будет нравиться. И так в политике, культуре, моде. Роскошь индивидуального выбора в культуре, политике, стиле издавна были привилегией знатных и богатых или, наоборот, маргиналов, к которым относились и философы, художники, поэты и писатели. Но после промышленных и прочих революций стандартизация только росла. И вот уже навстречу идет некто, мучительно напоминающий кого-то знакомого. В каком фильме мы его видели?

Первой индустрией, разрешившей приспособление массового продукта под его потребителя, стал хай-тек. В 1973 году Ксерокс изобрел рабочий стол с иконками – и началось. Сначала виртуальный остров в мире гнетущего стандарта, почти детская игра взрослых в свой мир. Но эта игра быстро захватила миллионы людей, остров стал расширяться, присоединяя территории реальности. Первый Форд был строго черным и имел одну комплектацию. У современных машин цветов и комлектаций – десятки. Прошли времена одинаковых шляп и галстуков, уже можно прямо создать платье, брюки, пальто собственного покроя или необычную обувь в компьютере и быстро получить в «реале» за не очень большие деньги. Промышленность «реала» пустилась вдогонку за хай-теком. Лозунг дня – больше опций. Девайс с одной функцией становится анахронизмом. Автомобили Вольво c70 – одновременно средства связи, с встроенной на заводе симкой и системой On Call. У телевизоров грядет полный симбиоз с интернетом, выход в сеть как опция появляется у холодильников. Право покупателя вернуть товар без объяснения причин становится юридическим стандартом. И президент, самоизбранный на 6 лет, а то и на новые 20, кажется странным анахронизмом в пластичном, текучем современном мире. Устарели не только модели президентов без возможности апгрейда и индивидуализации, но партии, без разницы, прокремлевские или оппозиционные. Они усвоили технологии маркетинга, продвигаются, как товары, и рекламируются, как услуги. Но товар можно сдать назад или поменять, а что делать с партией, которая выбьет из избирателей и купит у карусельщиков голоса, а потом усядется на шею и 5 лет будет в буфете Госдумы есть ананасы?

По мнению обозревателя Новой, социум плетется в хвосте жизни, политики вызывают смех и досаду. Но настает время переделывать социальную среду, чтобы она соответствовала современному человеку, что означает освобождение от облепивших диктаторов разных размеров и рангов, передачу власти немногих многим и создание системы, в которой решения можно индивидуализировать. Процесс начался и набрал темп, его методика вовсю тестируется в хай-теке.
К списку новостей
Дата публикации: 2012-04-11
Источник: Новая газета