0...9   A   B   C   D   E   F   G   H   I   J   K   L   M   N   O   P   Q   R   S   T   U   V   W  
А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я  

Газета «Изида (журнал)»

Изида

Обложка одного из номеров журнала
Tип

Ежемесячный журнал


Владелец

Риттер-Чеслав фон Чинский, Антошевский И.К., А. Миркович

Издатель

Типография «Печатный двор»[уточнить]

Главный редактор

Трояновский А. В.

Основана

1909 год, октябрь

Прекращение публикаций

1916 год

Главный офис

«Книжный склад Трояновского».
Санкт-Петербург, 9-я Красноармейская ул., дом № 17.[1] (В 1936 г. на этом месте построено нынешнее здание школы-детсада № 624.)
Церковная ул. (ул. Блохина), 4а[2]

Мартинизм
Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты
Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства


Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Изида (издавался в 1909—1916 годах) — «журнал оккультных наук», официальный печатный орган русских мартинистов и масонов[2][3], издававшегося в Российской империи (Санкт-Петербург, «Печатный двор»[уточнить]). Одним из основателей, издателем и (с 1911 года) главный редактором был Трояновский А. В..

Сыграл наибольшую роль в распространении астрологических и оккультных знаний в предреволюционной России.[4][5][6][7] «Книжный склад Трояновского» предлагал широкий выбор литературы по эзотерике (десятки наименований).

История

В 1888 году Папюс основал «Орден Мартинистов», в 1895 году самим Папюсом в орден был посвящён посол во Франции Муравьев-Амурский. В 1899 году в Петербурге делегат ордена и Муравьев-Амурский, по возвращении из Франции, основывают Мартининскую ложу «Аполлония» (Муравьев остаётся членом ложи до смерти в 1905 году), которая в документах полиции значится как «масонский кружок мартинистов».[8] Откуда на семью царя Николая II действовали Филипп и Папюс, приезжавший в Россию в 1901—1905 гг. «После отъезда Филиппа из России, в Петербург вскоре прибыл гроссмейстер Ордена Мартинистов Папюс (доктор Анкосс) и его сотрудник Чинский… Папюс основал следующие Мартинистские ложи: в Петербурге „Аполлония“ (председатель сначала Г. О. Мебес, а потом Антошевский), в Москве „Св. Иоанн Равноапостольный“ (предс. Казначеев, члены фон Гейер, Рындина, II. Соколов, Хорват и др.), в Киеве в 1912 г. „Св. Владимир Равноапостольный“ (предс. многоизвестный Маркотун).»[9][10]

В 1909 году Мартинистской ложей Петербурга был основан журнал «Изида». Владельцами журнала были[2]: издатель дворянин и масон Антошевский И. К.[11][12], А. Миркович, «Генеральный Делегат ордена мартинистов для России» и «Член Верховного Совета ордена» оккультист Чеслав фон Чинский.

Согласно полицейской записке[2], в начале 1911 года Департамент полиции взял под наблюдение кружки масонов, мартинистов и теософов в Петербурге. Был запрещён въезд Чинскому, запрещена деятельность Теософского общества, дальнейшее развитие масонства было признано «крайне нежелательным», журнал был взят под наблюдение как масонская пропаганда.[13] В этом же году главным редактором становится Трояновский А. В.

В 1913 году петербургские Мартинисты во главе с Г. О. Мебесом («ГОМ») образовали особую автономную цепь «О. М. О.Р». с ярко выраженной тамплиерской окраской.[3] В 1916 году она была преобразована в «Орден Мартинистов Восточного послушания». Управлялся Орден «Незримым магистром» (Г. О. Мебес). Его официальным представителем был ученик Г. О. Мебеса генерал-инспектор Антошевский И. К. (посвятительное имя «Гиацинтус»). Капитул Ордена состоял из семи лиц.

В 1916 году издание журнала прекращается, в связи с революций в России. В конце 1916 года в Европе погибает Папюс, а в Петербурге в эти же месяцы убивают Григория Распутина (оба с 1905 года имели сильное религиозное влияние на семью царя).

Летом 1917 года убивают Антошевского И. К. Его сменяет на должности главы российских мартинистов другой ученик Мебеса — Богданов В.В..[3]

Гипотеза о названии

Название журнала вероятно связано с масонством.[источник?] Так, с 1772—1776 гг., в Петербурге действовало несколько масонских лож, названных именами египетским богов и одна в Таллине, под названием «Изида». Незадолго до этого, Папюс основал во Франции официальный журнал Мартинистов «Вуаль Изиды», в год когда он был членом теософского общества Е. П. Блаватской. Среди масонов и тарологов (кем был и Папюс) тех лет большое значение имела карта Таро (аркан II) «Верховная жрица», изображавшая богиню Изиду, сидящую между двух колон (символов масонства), чьё лицо или фигура в сюжете карты прикрыты вуалью. Очевидна связь с названием книги-бестселлера «Разоблачённая Изида»[источник?] Е. Блаватской. Можно предполагать связь и с английским студенческим журналом «Исида» (англ.)русск., основанным наследующий год после смерти Блаватской (1891).[источник?]

Издания

Среди изданий были как статьи российских эзотериков, так и переводы иностранных оккультистов (частью сделанные Трояновским), издавался приезжавший в те годы в Россию Папюс — глава мартинистов. Некоторые из переводов:

  • Папюс «Предсказательное Таро, или Ключ всякого рода карточных гаданий» + «Таро Габриеля Гулината», «Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке», «Практическая магия. В двух томах», «Магия и гипноз», «Философия оккультиста: Анализ теории философии в прил. к оккультизму», «Человек и Вселенная: Лекции, читанные в Париже: Общий обзор оккультных знаний»
  • Ледбитер Ч. «Астральный план», «Ментальный план»
  • Поль Седир «Заклинания», «Магические растения», «Индийский факиризм или практическая школа упражнений для развития психических способностей», «Оккультная медицина»
  • «Агриппа Магия Арбатель»[14]
  • Сент-Ив д’Альвейдр, Жозеф Александр «Ключи Востока; Пол и любовь; Тайны смерти : Тайны рождения : Согласно указаниям восточной каббалы»
  • Ленен, Лазарь «Каббалистическая наука, или способ узнавания добрых духов, влияющих на судьбу человека»
  • Виллар, Никола Пьер Анри де Монфокон де «Граф Габалис или Посвящение в тайную науку»
  • Сефариал «Астрология: Как составить и истолковать свой собственный гороскоп»
  • Пуассон. А. Теория и символы алхимиков. Великое делание / Трояновский А. В.. — Санкт-Петербург: Изида, 1914—1915.
Обложки изданий и части оглавления журнала №5
 
 
 
 

Ссылки

Примечания

  1. commons:File:Оглавление журнала "Изида" №5.jpg
  2. 1 2 3 4 Полицейская «Записка по I отделению особого отдела об ордене мартинистов», январь 1911 г. — Платонов Олег. «Тайная история масонства»
  3. 1 2 3 Брачев В. С. «Масоны в России — от Петра I до наших дней»
  4. Денис Куталёв «Словарь Трояновского: Русская астрология сто лет назад»
  5. Денис Куталёв «Очерки по Уранической астрологии», гл. «Гороскопы астрологов с позиций Гамбургской школы»
  6. П. Глоба «Живой огонь»
  7. Т. Глоба «Предсказания о России»
  8. Полицейская «Справка о масонско-оккультных кружках действовавших в Петербурге в 1906 г.» — Платонов Олег. «Тайная история масонства»
  9. Кандауров Л. Д. Записка по истории российского масонства, 1731—1936 Российский центр хранения историко-документальных коллекций ф.730, оп.1, д.173
  10. Олег Соловьёв. «Русские масоны. От Романовых до Березовского», глава 4. «В оппозиции царизму»
  11. Антошевский И. Державный орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским, в России. — Репринтное издание 1914 г. — аннотация о биографии персоны
  12. Антошевский И. К. в каталоге Российской государственной библиотеки
  13. Полицейская «Записка о масонстве», февраль 1912 г. — Платонов Олег. «Тайная история масонства»
  14. книга с указанием переводчика на сайте OTO
Источник:Википедия [CC-BY-SA]