Главред Ура.Ru: ничего необычного, штатная ситуация для независимого СМИ

Главный редактор информагентства Ура.Ru Аксана Панова рассказала, как ее вынудили продать долю в независимом СМИ, почему в издании идут обыски, а суды по имущественным спорам пройдут в Австрии.

По ее оценке, с Ура.Ru не происходит ничего необычного: давление силовиков на независимое СМИ с гражданской позицией из-за критических публикаций против них и власти. Это – штатная ситуация для России последнего десятилетия и для независимого СМИ. На издание давят, коллектив держится. В агентстве, домах сотрудников и даже их родителей прошли обыски без решений суда. Сфабриковано странное дело о хищении 10 млн рублей со счета агентства – без потерпевшего. У Аксаны Пановой люди в масках обыскали квартиру – вновь без всяких документов, хотя она, собственница этой квартиры, не была даже в Москве, дома были только 70-летняя мама редактора и ее 9-летний сын.


Проблемы издания начались еще до прихода губернатора Евгения Куйвашева, с которым развернулся основной конфликт. Перед выборами в Госдуму 2011 года 51% агентства был продан австрийской фирме BF TEN. По версии Аксаны Пановой, перед выборами власть вела себя нервно: пошли первые скандалы из-за готовящихся фальсификаций, замаячил призрак уличного протеста. Федеральная и региональная власти понимали, что СМИ может работать на эскалацию протеста. Ура.Ru – самое крупное и цитируемое из региональных информагентств, при этом неуправляемое. Той осенью переговорщики, сообщившие, что они от администрации президента, предложили продать агентство. Им ответили, что агентство не продается, потому что оно – прибыльное СМИ. С отказа начались проблемы Ура.Ru. Сначала Аксану вызвали в ОБЭП и сообщили, что возбуждают против нее дело об уклонении от налогов, а журналистов попытались забрать в армию. Затем пошли постоянные ddos-атаки на сайт, начались отключения серверов, интернета, света в редакции.

Коллектив решил, что подошел к точке невозврата: или соглашаться на продажу пакета и пытаться работать по-старому, а если что – развернуться и уйти, или возбуждения кучи уголовных дел ожидать против всех сотрудников и самого агентства и знать, что работать им все равно не дадут.

Решили попробовать с продажей. На агентство вышли предприниматели, представившиеся представителями австрийской фирмы. Потом они говорили, что получили за эту сделку режим бизнес-благоприятствования по всему Уралу от властей – во всем, вплоть до рейдерства.

Отношения с новыми хозяевами строились крайне тяжело. Они пытались сделать из СМИ дубинку для своих интересов: хотят захватить какой-то актив – приезжают и говорят, что если ми не дадут торговые сети – Ура.Ru будет их «мочить». Аксана каждый раз заявляла собственникам, что этого не будет.

Затем хозяева подали в суд, заявив, что им продали «фирму-пустышку», а СМИ, товарный знак и домен зарегистрированы на другое ООО с тем же названием. По версии Аксаны Пановой, в 2005-06 годах, когда создавалось агентство, ООО Ура.Ru было зарегистрировано в столице при том, что никаких дел в Москве у издания не было, а было от регистрации только крайнее неудобство. К примеру, когда чиновники подавали в суд, повестки приходили в столицу, представители СМИ пропускали заседания. Новое ООО Ура.Ru решили зарегистрировать в Екатеринбурге, а старое хотели ликвидировать, но забыли. При этом СМИ Ура.Ru зарегистрировано на ООО, 51% пакет которого был продан. Товарный знак Ura.ru регистрирован в 2006 году на московское ООО, но о нем забыли так же, как о московском ООО – не понимали, зачем он нужен. Доменное имя зарегистрировано на Аксану Панову.

Все, что было продано, описано в контракте: ООО Ура.Ru, на которое зарегистрировано СМИ с тем же названием. Покупка доменного имени и товарного знака в контракте не прописаны. Судиться с покупателями коллектив готов, только подобный суд должен будет проходить в Австрии, где заключалась сделка. По уверению Аксаны Пановой, там у этих двух бизнесменов-россиян крайне плохая репутация: там все СМИ писали, как они купили гражданство, дав взятку премьер-министру.

Про обвинения в шантаже и заключении договоров о ненападении за определенную мзду, сразу заявив, что подобные обвинения абсурдны, Аксана Панова пояснила подробнее. По ее словам, есть 3 модели выживания СМИ. Первая – сотрудничество с государством, получение бюджетных денег за статьи, какие они хорошие. Итог – полная потеря читателей. Судя по практике, как только в СМИ влезает государство со своими деньгами, оно портится резко, а затем постепенно перестает быть СМИ. Вторая модель – нахождение генерального инвестора. На региональном уровне это приводит к обслуживанию бизнеса и политических интересов такого инвестора, о сохранении независимости можно не мечтать. Третью модель как раз выбрало Ура.Ru: много мелких инвесторов, пул информационных партнеров и маневры между ними в попытках сохранить баланс, гражданскую позицию и независимость. В контрактах с такими партнерами речь может идти только о готовности издания информационно и в нейтральной тональности поддерживать их проекты, которые интересны аудитории и о публикациях «на правах рекламы». От многих контрактов Ура.Ru отказывалось, например, с Единой Россией. Право на критические публикации о своих партнерах издание оставляет за собой в любом случае, иначе невозможно сохранять независимость. Контент, зависящий от этих контрактов, составляет процентов двадцать публикаций Ура.Ru, которыми оно платит за право делать 80% так, как считает нужным. При этом Аксана Панова отвечает пресс-секретарю губернатора на его звонок, что вышел пресс-релиз или есть новости, что не будет ничего писать на эту тему, так как читателю неинтересно, или отказывается аккредитовать своего корреспондента в пул к полпреду, потому что про него нереально писать в серьезном тоне.

Аксана Панова знает, что в современной России идти по такому пути крайне сложно, но на планерках говорит: в России есть всего 10-15% людей, нуждающихся в независимой, правдивой информации, так давайте поборемся за них. Публиковать пресс-релизы и жить в комфортных отношениях с властью – несложно, но она предпочла бы закрыть агентство, чем идти по такому пути.

Коллеги за Ура.Ru не вступились, потому что в регионе нет журналистской солидарности и никогда не было цехового братства, а кроме того – есть фактор зависти, считает Аксана Панова. В Ура.Ru всегда были очень высокие зарплаты, его журналисты много работают и хорошо живут, для его коллектива это вообще не работа, а образ жизни. Многие хотели бы так жить, но не все понимают, что нельзя одновременно печатать пресс-релизы и стать таким успешным СМИ, думает она. Вообще же Аксана Панова считает, что освещать все попытки прижать агентство – много чести для тех, кто с ним борется.
К списку новостей
Дата публикации: 2012-10-15
Источник: Газета.Ru