А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Газета «L’Humanité»
«Юманите́» (фр. L'Humanité — человечество) — ежедневная коммунистическая газета во Франции, основанная в 1904 г. Жаном Жоресом. Центральный орган Французской коммунистической партии (ФКП) с 1920 по 1994 гг. Издаётся в Париже. Газета по-прежнему очень близка к ФКП, несмотря на то, что доступ на её страницы открыт и другим направлениям левых сил. История газетыПоявление ежедневной социалистической газеты «Юманите» (1904 г.)Первый номер «Юманите» вышел в свет в понедельник 18 апреля 1904 года. Для её основателя Жана Жореса это новое социалистическое издание (подзаголовок газеты гласил «ежедневная социалистическая газета») должно поначалу стать средством объединения французского социалистического движения, а затем одним из орудий революционной борьбы против капитализма. В своей первой редакционной статье Жорес стремится утвердить два правила работы своей новой газеты: поиск обширной и точной информации для того, чтобы дать «всем свободно мыслящим способ понять мировые события и вынести о них своё суждение», и финансовая независимость[1]. «Юманите» Жана Жореса (1904—14 гг.)При своём появлении на свет в 1904 году, «Юманите» выступает представителем лишь части французского социалистического движения. В состав редакции входят Рене Вивиани, Аристид Бриан, Леон Блюм, Жан Лонге, Люсьен Эрр, Жан Альман, Октав Мирбо, Анри де Жувенель, Абель Эрман и Альбер Тома. С объединением французских социалистов в составе Французской секции Рабочего Интернационала (ФСРИ/SFIO) в 1905 году газета открыла свои страницы всему французскому социалистическому движению (в частности, сторонникам Геда). На съезде партии в Сен-Кентене в 1911 году ФСРИ объявляет «Юманите» своим официальным органом. В обстановке постоянно растущей международной напряжённости начала XX века газета Жореса решительно отстаивает пацифистские позиции в соответствии с принципами интернационализма, которых придерживается социалистическое движение. Газета принимает также заметное участие в борьбе за светский характер общества и ставит своей задачей защиту рабочего класса. Это первое десятилетие было временем, экономически тяжёлым для газеты. После успешного выхода нового издания тиражом 140 000 экземпляров, газета опускается до уровня 15 000 в 1905 году, после чего тираж медленно растет до 80 000 в 1912 году. Летом 1914 года в жизни газеты происходят два тесно связанных события, полностью её перевернувших: — её руководитель Жан Жорес убит националистом Раулем Виленом в «Кафе дю круасан» 31 июля 1914 года; — разразилась Первая мировая война. «Юманите» и первая мировая война (1914—1920 гг.)Начало мировой войны, гибель Жана Жореса и переход большинства руководителей французских социалистов на сторону «священного союза» приводят к резким изменениям в газете летом 1914 года. Жореса сменяет Пьер Ренодель, который выбирает редакционную политику в пользу войны во имя защиты республики. Согласно историку Александру Курбану, газета оказывается задавлена тройным гнётом: — государственных цензурных ограничений; — партийного давления (социалистическое большинство, настроенное на войну, навязывает свою линию); — стеснённого экономического положения из-за введённых норм потребления. Наконец, в октябре 1918 года Пьер Ренодель (фр.)русск. заменен во главе «Юманите» Марселем Кашеном. Эти перемены отражают постепенный отход социалистов от «священного союза (фр.)русск.». «Юманите»: орган Французской компартии между двумя мировыми войнами (1920—1939 гг.)Новый поворот для «Юманите» наступает в 1920 году. Действительно, на съезде ФСРИ в Туре две трети делегатов голосуют за присоединение к Коммунистическому Интернационалу и преобразование ФСРИ в ФСКИ (в дальнейшем, Французская коммунистическая партия, ФКП). Газета идет за большинством и 8 февраля 1923 года становится официальным органом молодой компартии. В этот период редакционная политика газеты следует политической линии ФКП. Сталинизация партии приводит к уходу из «Юманите» нескольких авторов, таких как Альфред Росмер, Борис Суварин, Пьер Монатт, Амеде Дюнуа, Пьер Каан и другие. В двадцатые годы газета ведет активную кампанию против испано-франко-марокканской войны. В 1926 году главным редактором становится Поль Вайян-Кутюрье. Под его руководством в тридцатые годы и, в частности, в начале деятельности Народного фронта, тираж газеты превышает 300 000. «Юманите» тогда отстаивает антифашистские позиции, встает на защиту республиканской Испании и пропагандирует сталинскую модель СССР. В качестве центрального органа ФКП «Юманите» служит одновременно средством мобилизации активистов и информационным изданием. Ещё одна особенность газеты заключается в той роли, которую в её жизни играют читатели. Они часто выступают как поставщики материалов (рабкоры, то есть рабочие корреспонденты) или распространители (в составе Комитета защиты «Юманите»). Чтобы обеспечить свои финансовые потребности, газета в 1930 году учреждает праздник «Юманите». 27 августа 1939 года правительство Даладье запрещает выход «Юманите» после «одобрения ею» советско-германского договора. «Юманите» в движении Сопротивления во время Второй мировой войны (1939—1945 гг.)Власти правительства Виши подтверждают запрет на выход газеты, а немецкая оккупация вынуждает газету уйти в подполье до освобождения Франции в 1944 году (несмотря на отклонённое ходатайство о возобновлении издания, поданное немецким оккупационным властям в июне 1940 года, — от этой инициативы отмежевались многие активисты, а потом и Коммунистический Интернационал, поначалу её допустивший). «Юманите» выходит в подполье в течение пяти лет (С 26 октября 1939 года по 16 августа 1944 года разошлось 383 номера в количестве 200 000 экземпляров), играя важную роль в движении Сопротивления. Многие журналисты из её редакции погибли в борьбе против нацистских оккупантов, среди них Габриэль Пери, ответственный редактор международного раздела, расстрелянный 15 декабря 1941 года в Мон-Валерьен, Люсьен Сампэ и другие. Газета снова выходит свободно 21 августа 1944 года во время парижского восстания. «Юманите» с 1945 по 1994 гг.После 1945 года «Юманите» снова оказывается в том же положении, что и в межвоенный период. Редакционная политика центрального органа ФКП следует партийной линии и сочетает информацию с агитационной кампанией. В контексте холодной войны газета занимает просоветскую позицию. Когда советские войска входят в Венгрию 4 ноября 1956 года, газета выходит с заголовком: «Будапешт снова с улыбкой». А 7 ноября 1956 года, в чрезвычайно напряженной международной обстановке (разоблачение сталинизма на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза, советское вторжение в Венгрию, суэцкий кризис и война в Алжире) штаб-квартира «Юманите» (и центрального комитета ФКП) подвергается нападению участников антикоммунистической демонстрации, пытающихся её поджечь[2] [3] [4]. Перед лицом бездеятельности многочисленных сил полиции, потворствующей нападению, здание защищают сотрудники газеты и активисты ФКП. В этом столкновении убиты трое. В своём отчете о событиях «Юманите» проводит параллель между нападением на её помещение и тем, что она называет преступлениями «контрреволюционеров» в ходе венгерского восстания. Со своей стороны профсоюз литераторов начинает забастовку: 8 ноября не выходит ни одна газета. Тогда же газета является единственным французским ежедневным изданием, поддержавшим национально-освободительную борьбу (деколонизацию) по всему миру, за что ей приходится расплачиваться многочисленными запретами на выход в свет, в частности во время войн в Индокитае и Алжире. Статьи Мадлен Риффо о войне в Алжире, стоившие ей попытки покушения со стороны ОАС, а позднее, о вьетнамской войне, написанные с позиий партизан Вьетконга, служат хорошим примером такой политики газеты. В 1945 году газета выходит в количестве 400 000 экземпляров и является флагманом коммунистической прессы. Впоследствии тиражи снижаются (150 000 в 1972 году, 107 000 в 1986 году) одновременно с ослаблением влияния ФКП и кризисом ежедневной прессы. «Юманите» с 1994 г. по настоящее времяПосле XXVIII съезда Французской коммунистической партии (1994 год), ссылка на «центральный орган ФКП» заменена на «газета ФКП». В связи с новой формулировкой в 1999 году указание на связь с партией удалено. Согласно уставу, ФКП остается «издателем» газеты, но её руководство уже не возглавляет официально разработку редакционной политики[5]. Тем не менее, активисты ФКП по-прежнему в значительной степени привлекаются к распространению газеты (в основном через продажи «Юманите-диманш»[6] силами актива). После того, как в 2002 году тираж снизился до 46 000 экземпляров, «Юманите» удалось стабилизировать объем продаж на уровне примерно 50 000[7]. Её существование на грани выживания обеспечивается выручкой с продажи и регулярными подписными кампаниями. Газете даже пришлось в 2000 году открыть доступ к своему капиталу частным инвесторам, не предоставляя им права принятия решений в отношении газеты[8]. Чтобы погасить долги (оцениваются в сумме 8 миллионов евро), ежедневник пытается продать свою штаб-квартиру в Сен-Дени, построенную по проекту архитектора Оскара Нимейера, в которой издание размещается с 1989 года, за 15 миллионов евро. В мае 2008 года редакция переезжает в здание, расположенное в том же городе около стадиона «Stade de France». Продажа штаб-квартиры, намеченная на 16 июля 2008 года, не смогла состояться, что сразу поставило газету в угрожающее финансовое положение. Тогда «Юманите» и национальное руководство ФКП начинают кампанию по проведению разовой чрезвычайной подписки с целью собрать свыше 2 миллионов евро менее, чем за три месяца. Больше чем половина этой суммы поступает в газету за один неполный месяц в разгар лета, что служит свидетельством тесных связей, которые газета поддерживает со своими читателями. Пёс ПифИменно со страниц «Юманите» сошёл один из самых популярных детских французских персонажей — пёс Пиф, герой забавных милых комиксов. Придумал его художник Жозе Кабреро Арналь. Впервые он предстал в газете в 1945 году лишь для оформления статей, но через три года стал самостоятельным персонажем, обретя собственные повадки и характер. Показавшись в комиксе 28 марта 1948 года, он сразу полюбился маленьким французам и еще долгое время появлялся раз в месяц в воскресных выпусках газеты. Обычно очередная забавная история о приключениях Пифа состояла из 4—5 рисунков, объединенных в один непритязательный сюжет, иногда с нотками социальной сатиры. Кое-что с первой полосыОтношение к фашизму10 ноября 1926 г.: Вайян-Кутюрье и «Юманите» подвергаются преследованию за оскорбление Муссолини! 31 января 1933 г.: Результаты политики «меньшего зла» — Гитлер стал канцлером! — При поддержке фон Папена и Гугенберга начальник фашистских убийц становится главой правительства антирабочего террора, нищеты и войны 13 февраля 1934 г.: Единством действий остановить фашизм 8 марта 1934 г.: Мир в опасности!… Гитлер денонсирует локарнский договор 26 августа 1936 г.: За свободу Испании, за безопасность Франции … Наш призыв: «Самолеты для Испании!» 5 октября 1938 г.: От имени группы коммунистов Габриэль Пери отверг… позорный мюнхенский диктат 25 августа 1939 г.: Меры, принятые Советским Союзом путём заключения договора о ненападении с Германией, способствуют укреплению всеобщего мира 26 августа 1940 г. (подпольное издание): Капитализм доводит человечество до варварства … Объединимся, чтобы освободить тюрьмы и концлагеря! Поддержка национально-освободительных движений9 марта 1949 г.: Грязная вьетнамская война продолжается — таков самый явный результат соглашения Ориоля с Бао Даем 22 октября 1950 г.: Мир во Вьетнаме возможен, и немедленно 24 августа 1955 г. (спецвыпуск): СЕГОДНЯ УТРОМ «Юманите» АРЕСТОВАНА за то, что говорит правду о событиях в Северной Африке 19 июня 1976 г.: Южно-африканские расисты распоясались 6 мая 1988 г.: Колониальный порядок воцарился в Нумеа Поддержка борьбы трудящихся25 февраля 1931 г.: Требуйте работы или хлеба! Сегодня, 25 февраля, все на демонстрацию! 13 мая 1968 г.: Солидарность рабочих и студентов против угнетения, в защиту свобод — Всеобщая забастовка. Как менялись отношения с СССР9 ноября 1917 г.: Переворот в России — Большевики у власти в Петрограде — Керенский низложен 14 августа 1920 г. : За российскую революцию — Призыв к пролетариату 2 ноября 1922 г.: Да здравствует революция в России! (Наступление большевизма, редакционная статья Льва Троцкого) 16 ноября 1927 г.: Революционная дисциплина — Исключение Троцкого и Зиновьева 10 марта 1931 г.: Московский процесс — Верховный суд вынес приговор 25 августа 1939 г.: Меры, принятые Советским Союзом путём заключения договора о ненападении с Германией, способствуют укреплению всеобщего мира 26 августа 1939 г. (с этого выпуска газета запрещена): Единство французского народа против гитлеровской агрессии … Советско-германский договор вызывает раскол в блоке фашистских поджигателей войны 19 марта 1949 г. : Опубликован агрессивный антисоветский атлантический договор 6 марта 1953 г.: Все народы в трауре, умер великий Сталин 10 марта 1953 г.: Грандиозные похороны вождя, друга и брата всех трудящихся — Продолжим дело Сталина — строительство коммунизма и защиту мира 16 сентября 1959 г.: Хрущёв «размораживает» Вашингтон 22 августа 1968 г.: Пять социалистических стран вводят войска в Чехословакию — Французская коммунистическая партия выражает удивление и осуждение 20 августа 1991 г.: Михаил Горбачёв грубо отстранён от власти — СССР: БЕСПОКОЙСТВО «Юманите» сегодняГазета-агитаторУ «Юманите» снова востребованы ценности её основателя Жана Жореса, центральными приоритетами для которого были борьба за мир, «сопричастность рабочему движению» и независимость от «групп интересов». Но, с другой стороны, она сейчас отошла от его позиции в отношении единства социалистического движения: в 1904 году Жорес стремился обеспечить единство социалистов в рамках газеты[9]. Вплоть до 1990-х годов «Юманите» поддерживала все кампании, проводившиеся коммунистической партией. Сегодня её место среди тех, кто выступает от имени движений, объединений и партий, считающих себя «левыми антилиберальными». Она активно участвовала в кампании «левого НЕТ» в 2005 году во время референдума по проекту европейского конституционного договора. Жизнь ежедневного дискуссионного изданияСейчас, когда продажа газеты снижается (в 2002 году продавалось 46 000 экземпляров в день), как и у всех дискуссионных газет, которым во Франции достается лишь очень малая доля рекламных бюджетов, дотации государства уменьшаются, а почтовые расходы особенно сильно возросли в 1990-е годы, экономическое положение весьма неблагоприятное, и приходится регулярно обращаться за поддержкой к активистам, чтобы не дать газете исчезнуть совсем. Таким образом, в условиях огромных финансовых трудностей, газета в 2001 году открыла доступ в свой капитал объединению её читателей — «Обществу читателей „Юманите“ и ассоциации поддержки газеты» — «Обществу друзей «Юманите», в которое по разным мотивам вошли многие известные личности и которое возглавила Эдмонда Шарль-Ру, а также телеканалу TF1 и группе Лагардер. Редакция заявляет, тем не менее, что она сохранила свою редакционную независимость. С первой полосы исчезли символы серпа и молота и «Юма» уже не является официальным органом Французской коммунистической партии. Помимо этого, она обращается к щедрым спонсорам за помощью в преодолении финансовых трудностей. По инициативе певца Cali в мае 2009 года двенадцать исполнителей дарят «Юманите» каждый по песне, которые собраны на одном компакт-диске, поступившем в продажу как специальный выпуск газеты, чтобы оказать ей финансовую поддержку. В создании этого диска приняли участие Renaud, Noir Désir, Bernard Lavilliers, les Têtes Raides, Balbino Medellin, Georges, Miossec, Jacques Higelin, Pascal Bizern, Georges Moustaki и Daguerre. Ежегодно газета организует Праздник «Юманите» в городе Курнёв, на который собирается около 500 000 человек. Специальные выпуски и приложения«Юманите-диманш»: еженедельник, который продается через активистов на рынках и в общественных местах. Сейчас появляется в киосках с четверга. «Леттр франсез»: выходивший долгое время под руководством Луи Арагона, этот литературный журнал высокого класса сейчас издается под руководством Жана Риста, его друга и тоже поэта. Выпускается в виде вкладки в первую субботу месяца. «Комюнист»: служит для связи, обмена информацией и общения, предназначен для активистов. Эта восьмистраничная вкладка в ежедневник печатается по средам. «Либрз ешанж»: страница, выделенная для молодых авторов, желающих публиковаться и присылающих в газету свои статьи. Выходит по четвергам. «Юманите де деба»: под руководством главного редактора, автора редакционных статей и репортажей Жана-Эманюэля Дкюуэна по субботам публикуются материалы дискуссий, форумов и свободного выражения взглядов по политической и общественной тематике. Разовые выпуски: газета регулярно издает разовые материалы на актуальные темы, например, с объяснением экономического кризиса 2008 года или в поддержку кампании Левого фронта в ходе европейских выборов 2009 года. Другие разовые выпуски, часто с приложением DVD, касаются памяти об исторических событиях, таких как Гражданская война в Испании, Первая мировая война или события мая 1968 года. Сайт в ИнтернетеНа сайте «Юманите» в Интернете предлагаются все выпуски газеты, бесплатно с отставанием на один день от печатного издания. На нем также хранятся в оцифрованном виде все архивы со времени создания сайта (в феврале 2006 года было 347 000 статей с 2 февраля 1990 года). Бесплатное предоставление доступа к архивам обусловлено политическим решением руководства газеты, стремящегося к информационной открытости. По той же причине для этого сайта выбраны программные средства, находящиеся в свободном обращении (SPIP, FreeBSD и т. д.). Справочные сведения и ссылкиРуководители «Юманите»1904—1914: Жан Жорес 1914—1918: Пьер Ренодель 1918—1958: Марсель Кашен 1958—1974: Этьенн Фажон (заместитель с 1948 по 1958 гг.) 1974—1994: Ролан Леруа 1994—2000: Пьер Зарка (заместитель с 1992 по 1994 гг.) 2000: Патрик Ле-Йарик Главные редакторы «Юманите»1926—1932: Поль Вайян-Кутюрье 1932—1934: Андре Ферра 1934—1937: Поль Вайян-Кутюрье 1937—1950: Жорж Коньо 1950—1958: Андре Стиль 1958—1984: Рене Андриё 1984—2001: Клод Кабан (руководитель редакции) 2001—2008: Пьер Лоран (руководитель редакций «Юманите» и «Юманите-диманш») 2008: Патрик Апель-Мюллер (руководитель редакции) Примечания
Ссылки
ИсточникСодержание данной статьи является полным или частичным переводом статьи L’Humanité. |